Сбербанк и "Яндекс" разовьют экосистему электронной коммерции

ПАО "Сбербанк" и ООО "Яндекс" подписали соглашение о намерении создать совместное предприятие (СП) на основе "Яндекс.Маркета". На базе нового СП Сбербанк и "Яндекс" планируют развивать экосистему электронной коммерции, включающую покупку и продажу товаров, в том числе цифровых, а также связанные с этим продукты и услуги. По мнению экспертов, эта сделка станет большим стимулом к развитию электронной коммерции в РФ.

"По условиям соглашения Сбербанк вкладывает в "Яндекс.Маркет" 30 млрд руб. На момент сделки партнеры оценивают все предприятие в 60 млрд руб. без учета будущей синергии. Стороны будут иметь равные доли в компании. До 10% акций компании пойдут на формирование опционного фонда для сотрудников "Яндекс.Маркета", - сообщили пресс-службы Сбербанка и "Яндекса".

В компаниях уточнили, что пока стороны подписали необязывающие документы по созданию СП. "Сделка будет закрыта после того, как будут подписаны обязывающие документы, проведена комплексная инвестиционная проверка "Яндекс.Маркета" и получены необходимые регуляторные разрешения. Стороны ожидают закрытия сделки до конца 2017 г.", - отметили в пресс-службах Сбербанка и "Яндекса".

После завершения этой сделки Максим Гришаков продолжит возглавлять "Яндекс.Маркет". Он также войдет в совет директоров "Яндекс.Маркета" вместе с еще тремя представителями от "Яндекса" и тремя от Сбербанка.

В компаниях отмечают, что, объединив инфраструктуру и технологии, они будут развивать экосистему электронной коммерции, включающую покупку и продажу товаров, в том числе цифровых, а также связанные с этим продукты и услуги. "Яндекс.Маркет" намерен выстраивать полноценную экосистему электронной коммерции, которая будет охватывать все процессы, связанные с покупкой товаров в Интернете, и обеспечивать лучший сервис на всех этапах для наших партнеров и покупателей. В том числе мы планируем активно работать над развитием логистических систем и управлением товародвижением. Эта стратегия требует серьезных инвестиций и опыта. Привлечение такого сильного партнера, как Сбербанк, позволит нам получить серьезный импульс для дальнейшего развития бизнеса и значительно ускорить процесс внедрения изменений", - ответил ComNews представитель пресс-службы "Яндекса".

Пресс-служба Сбербанка вчера воздержалась от дополнительных комментариев.

По словам Максима Гришакова, у пользователей "Яндекс.Маркета" появится много новых возможностей. "Развитая финансовая и платежная инфраструктура Сбербанка позволит "Яндекс.Маркету", например, сделать оплату товара еще проще и безопаснее и предложить новые сервисы - такие как покупка в кредит. Кроме того, инвестиции Сбербанка укрепят позиции "Яндекс.Маркета" на рынке и принесут пользу партнерам. В частности, они обеспечат дополнительными ресурсами новые направления - логистику, программу "Заказ на Маркете", работу с зарубежными магазинами", - отметил Максим Гришаков.

Руководитель группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож подчеркнул, что за 17 лет "Яндекс.Маркет" изменил то, как пользователи выбирают товары онлайн. Но, как заметил он, сегодня одной информации о товаре недостаточно, нужно максимально сократить время от выбора до получения товара. "Рынок в целом меняется, мы находимся в эпицентре больших перемен и надеемся, что наши совместные усилия приведут к многократному росту "Яндекс.Маркета", - заключил Аркадий Волож.

"Участие Сбербанка в создании лидирующего игрока в сфере электронной торговли важно как для развития цифровой экосистемы Сбербанка, так и для экономики страны в целом. Это партнерство откроет новые возможности для российских компаний, игроков рынка электронной коммерции, малого и среднего бизнеса, а также создаст как условия для роста экспорта российских товаров за рубеж, так и новые возможности для зарубежных участников рынка", - заявил президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф.

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов сказал корреспонденту ComNews, что для российского рынка электронной коммерции это прекрасное событие. "Нам явно не хватает конкурентности, и то, что один из ведущих игроков рынка готов решительно улучшить свои позиции - позитивное известие, - заметил Александр Иванов. - Потенциал сделки позволяет говорить не только об усилении конкретного игрока, но и о том, что мы готовы воспринимать и впитывать современные мировые технологии и тренды и не просто продавать больше, но и создавать инфраструктуру покупок, вкладываясь в развитие логистики, фуллфилмента и прочих сопутствующих технологий".

На его взгляд, главное - это то, что это СП будет способно завоевывать доверие покупателя, способствовать большей человеческой вовлеченности в процесс покупок по Интернету.

"Мы считаем, что сделка станет еще большим стимулом к развитию электронной коммерции в нашей стране. Более того, мы считаем ее совершенно логичной, потому что в активах Сбербанка, например, уже находится сервис "Яндекс.Деньги". Более того, Сбербанк обладает огромным массивом данных и самым большим количеством отделений в России, что будет способствовать развитию электронной коммерции. Это позволит выстраивать рекламные кампании нового уровня, таргетировать рекламу, создавать уникальные предложения для пользователей", - прокомментировал председатель комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Александр Логунов.

По словам заместителя директора аналитического департамента "Альпари" Натальи Мильчаковой, сотрудничество будет выгодно обеим сторонам, однако с учетом того, что "Яндекс" постоянно входит в различные инновационные проекты, "Яндекс.Маркет" для него уже таковым не является, это уже не совсем профильный бизнес. Поэтому, добавила она, вероятно, руководство "Яндекса" посчитало, что для "Яндекс.Маркета" проще найти нового стратегического инвестора, в то время как группа компаний сосредоточится на более инновационных и более доходных бизнесах.

"Для Сбербанка важно позиционировать себя у более молодой аудитории, и вход в капитал какого-либо крупного развившегося интернет-проекта - хороший маркетинговый ход. Кроме того, большинство интернет-магазинов не способны предоставить банку залог, чтобы получать кредиты, а в случае с "Яндекс.Маркетом" залогом станет принадлежащая Сбербанку доля в будущем СП", - резюмировала в беседе с ComNews Наталья Мильчакова.

"В целом "Яндексу" выгодно выделение быстро растущих активов. С другой стороны, Сбербанк, основной бизнес которого - банковский, находится под прессингом перемен, приносимых с собой финтехом - нужен выход на новые рынки. Банк обладает крупнейшим в России штатом ИТ-специалистов - их там больше, чем даже в "Яндексе", - выводит на рынок виртуального мобильного оператора, и, безусловно, ему интересна интеграция с ретейлом", - заметил в разговоре с корреспондентом ComNews аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын.

Как считает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко, большинство товаров - импортные, и в случае обесценения рубля на горизонте нескольких лет это сильно ударит по рентабельности СП и его оборотам. На его взгляд, вкладывать большие деньги в ретейл импорта, который к тому же хотят обложить заградительными пошлинами, сейчас рискованно.

По мнению Александра Логунова, если Сбербанк, как "законодатель моды", смотрит в сторону электронной коммерции и очевидно заинтересован в рынке, то, вероятно, что Альфа-Банк и ВТБ также могут заинтересоваться вложениями в эту отрасль. "И это не обязательно должны быть вложения в интернет-магазины или площадки-агрегаторы - инвестировать крупные банки могут также в различные проекты сферы ИТ-решений, близкие к электронной коммерции. Например, в компании, которые оказывают услуги населению, используя новейшие ИТ-платформы. То есть компании, не обязательно торгующие товарами, но при этом находящиеся в плоскости электронной коммерции", - предположил Александр Логунов.

"Группа ВТБ не планирует развивать B2C-проекты. Основной наш интерес сосредоточен на работе с B2B-сегментом. В частности, группа ВТБ запустила электронную платформу B2B Business connect, способную радикально оптимизировать ведение малого бизнеса. Основная цель площадки - стать marketplace для российских и иностранных производителей, соединяющей поставщиков и покупателей, и организовать новые каналы сбыта", - ответил ComNews представитель пресс-службы ВТБ.

Пресс-служба Альфа-Банка вчера воздержалась от комментариев.

Начальник управления электронной коммерции банка "Открытие" Павел Рево сообщил ComNews, что сегмент электронной коммерции, безусловно, представляет для финансовой организации интерес. "Мы открыты для партнерских отношений со всеми технологическими партнерами из сферы. Также готовы рассмотреть создание СП с существующими партнерами, если это сможет принести взаимную синергию с точки зрения развития бизнеса и финансового результата", - заключил Павел Рево.

Отметим, что Сбербанк и ранее предпринимал попытки выйти на рынок электронной коммерции. В январе 2017 г. газета "КоммерсантЪ", ссылаясь на источники, сообщала о том, что Сбербанк и китайская Alibaba Group могут уже в первой половине 2017 г. создать СП в сфере интернет-торговли