Рынок IT-технологий является одним из самых сложных для регулирования

Рынок IT-технологий является одним из самых сложных для регулирования из-за его активного развития в последнее десятилетие, о чем активно заявляет Федеральная антимонопольная служба. Трансформация рынка вкупе с все большим проникновением в жизнь интернета и современных технологий требует изменений, в том числе и законодательных. О перспективах НДС с интернет-покупок, внедрении блокчейн и анализе крупнейших в России поисковиков рассказала начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева.

- Еще в марте замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что ФАС готовит законопроект о взимании НДС с покупок в иностранных интернет-магазинах. 14 июля СМИ сообщили о подробностях обсуждаемых мер. Могли бы вы рассказать о сути инициатив, которые обсуждаются?

- У нас действует рабочая группа, которая рассматривает несколько моделей, которая обеспечит создание равных условий для российских и иностранных юрлиц при реализации товаров в сети интернет. Соответственно, пока никакой модели не отдано преимущество, рабочая группа достаточно периодично собирается. В нее входят и органы власти, и представители российских и иностранных интернет-магазинов. Мы обсуждаем плюсы и минусы всех возможных способов и работы, и особенности администрирования. И там речь идет не только о налогах и сборах. Речь идет о создании рабочих мест и улучшении логистики прохождения товаров. Это большой комплекс мероприятий, и я бы так не относилась к нему с одной стороны - по взиманию налогов.

- Но все же в качестве одной из мер предлагается ли обложение покупок в иностранных интернет-магазинах НДС в размере 18%?

- Если упрощенно, как одна из мер такой вариант рассматривается. Но сказать, что ФАС готовит такой законопроект нельзя. Мы рассматриваем комплекс мероприятий. Нельзя вырывать из контекста какой-то кусок и выдавать его как деятельность органа или рабочей группы. Это во-первых. Во-вторых, рабочая группа еще не пришла к решению. У нас недавно было заседание и мы решили через две недели собраться и еще раз обсудить, потому что пока у нас не хватает данных для завершения полноценного анализа.

- Могли бы вы озвучить хотя бы в каких направлениях по этому вопросу работает рабочая группа?

- Например, вы знаете, что товар может проходить почтовым отправлением через границу, а может как груз. Соответственно, при прохождении границы предусмотрены длительные по времени процедуры. Поэтому иногда товар на границе задерживается. Мы рассматриваем возможность реализации такого процесса, он в мире называется B2B2C, когда товар проходит со склада на склад между юридическими лицами, но для последующей реализации физическому лицу этого конкретного товара с этого склада.

То есть эта процедура, во-первых, создаст на рабочие места территории России, во-вторых, это будет полностью прозрачная схема ввоза товаров - там ничего запрещенного ввозиться не сможет. В-третьих, это ускорит прохождение товаров и даст хорошие условия для российских продавцов. Как вариант рассматривается введение такой схемы, которая упрощает и улучшает процесс перемещения товара через границу, чтобы первую скрипку здесь играл российский продавец, а не иностранный.

Это будет лучше для нашего рынка - он будет работать быстрее, динамичнее, прозрачнее, и большая часть денег будет попадать на территорию России, в том числе в виде зарплат и перечисления в различные фонды, а не за границу.

- Все-таки главный вопрос - подорожают ли для россиян покупки в иностранных интернет-магазинах после принятия каких-либо мер?

- Мы, естественно, изучаем возможные последствия. В этих вопросах мы склонны ориентироваться на последствия введения в действие поправок в налоговый кодекс, когда ввели налог на электронные услуги. Сильно что-то поменялось для граждан? Нет. Мы прямые параллели не проводим, там более тщательное изучение, но я бы все-таки хотела говорить об этом после того, как рабочая группа примет решение. Анализ еще не завершен, рано об этом говорить.

- В последнее время много говорилось о необходимости регулирования мессенджеров. И такие разговоры не только в России, но и во всем мире возникают. Госдума на прошлой неделе одобрила в третьем чтении законопроект, который обязывает идентифицировать пользователей мессенджеров. Нужно ли это по вашему мнению?

- Не в нашей компетенции осуществление контроля национальной безопасности. И если государство считает, что для обеспечения контроля национальной безопасности это необходимо, значит это так. Мы только можем сказать, что эти требования должны равным способом распространяться на всех участников рынка, не предоставляя никому никаких преференций. ФАС при подготовке проекта не участвовал, но мы, как эксперты, участвуем в заседаниях, высказываем свою позицию. Надеюсь, что все будет учтено.

- Говоря о интернете и современных технологиях, нельзя обойти вниманием блокчейн. Служба еще в октябре 2016 года вместе со Сбербанком запустила пилотный проект по обмену документами на основе технологии распределенных данных, целью которого было изучить возможности блокчейна. Как будет служба дальше идти по пути внедрения этой технологии в свою работу?

- Сейчас служба разрабатывает план о совершенствовании государственного регулирования, которое будет отвечать вызовам цифровой экономики. Вопрос внедрения блокчейна тоже не будет обойден вниманием, безусловно. Если товар имеет схожее функциональное назначение, схожее с существующим, его нужно и так определять в законодательстве. То есть если у нас блокчейн используется как финансовый инструмент, его в законодательстве нужно определять как финансовый инструмент.

- И эти предложения буду включать в себя меры по внедрению технологии блокчейн?

- Возможно.

- А в какой срок?

- До конца августа мы должны все сделать.

- А может ли технология блокчейн быть внедрена при госзакупках, которые являются мозолью ФАС?

- Почему же нет. Это новый инструмент, как мы можем запрещать пересаживаться на автомобиль с телеги. Это большое системное мероприятие. И наша позиция такова, что новый товар должен вводиться в оборот без ущемлений и ограничений, но в случае, если это не угрожает целостности и безопасности Российской Федерации.

- Рассмотрение дела Microsoft ФАС недавно отложила до 15 августа. Налажен ли у службы диалог с американской компанией, нет ли проблем, как было в свое время с Google?

- Хочу отметить, что диалог налаживается. Компания предпринимает усилия, чтобы выполнить все требования комиссии ФАС, просто нужно еще немного времени для уточнения определенных аспектов. Компания, по нашему мнению, движется в правильном направлении, нам главное, чтобы конкуренция была как можно быстрее обеспечена. Рынки меняются быстро, ситуация в цифровой экономике тоже, поэтому чем быстрее выполняются требования антимонопольного законодательства, тем лучше.

- 15 августа ФАС примет уже окончательное решение по делу?

- Да. У нас уже будет истекать девятимесячный срок, а мы стараемся процессуальных сроков не нарушать.

- Ранее вы говорили, что ФАС анализирует опыт Еврокомиссии по делу против Google и его доминирующего положения на сервисе Google Shopping. Как продвигается изучение дела?

- Сразу скажу - подобных жалоб у нас в службе нет. Но мы, безусловно, в инициативном порядке изучаем, как себя ведут поисковики на территории России, делают ли они преимущественное размещение своих ресурсов. Эта работа сейчас проводится.

- То есть эта работа касается не только Google, но и "Яндекса"?

- На российском рынке поиска - несколько субъектов, два из них крупные. У нас нет готового анализа по долям, но возможно, там два доминирующих лидера - "Яндекс" и Google. Поэтому уж если мы смотрим, то смотрим целиком на рынок. ФАС анализирует поведение крупнейших игроков рынка поисковиков. По срокам пока сказать не могу.